Электрожезловые аппараты системы Д.С.Трегера

Приготовьтесь к длинному чтению. Рассказ пойдет про события 100-летней давности. В железнодорожной экспозиции нашего музея есть аппараты электрожезловой сигнализации системы Д.С.Трегера. Для начала стоит углубиться в историю железнодорожной техники и понять, а зачем они вообще нужны.

Всякие правила дорожного движения написаны кровью, и правила железнодорожного движения тут не исключение. В стародавние времена, когда электроника и автоматика ещё не оккупировали железную дорогу, движение на участке регулировалось жезлами. Паровозная бригада не имела право въезжать на участок, пока машинист не получит из рук дежурного по станции жезл ̶в̶с̶е̶в̶л̶а̶с̶т̶и̶я̶. Чтобы нельзя было получить второй жезл участка, хитрые англичане придумали электрожезловые аппараты. Суть их заключается в том, что в паре аппаратов на двух соседних станциях суммарное число жезлов всегда четное. Это означает, что второй поезд не может заехать на участок (с любой стороны), пока жезл не будет сдан на другой станции (ну, либо на той же при возврате паровоза).

Электрожезловый аппарат Трегера | Музей Дедушкин чердак | Москва. Кремль в Измайлово
Крушение поезда на разъезде Анжерском 1908. Фото из коллекции Михаила Мацы.

В царские времена (до революции 1917 года) аппараты закупались английские, преимущественно у компаний "Вебб и Томпсон" и "Смис". Проблема была в том, что эти аппараты давали сбои в работе.  Так, из-за их несовершенства в 1912 году на участке железной дороги в окрестностях Новосибирска произошло лобовое столкновение двух поездов, двигавшихся на большой скорости. Обе паровозные бригады - 6 человек - погибли. Когда разгребали искореженные паровозы, в будках были найдены 2 жезла. Обе бригады вышли на перегон с разрешением. Стало очевидно, что причиной стал сбой в работе жезловых аппаратов.

На должности надсмотрщика службы телеграфа Сибирской дороги в те годы работал гениальный инженер-самоучка Даниил Самуилович Трегер, родом с Волыни из семьи русских немцев. Ещё в 1911 году он начал работать над совершенствованием электрожезловых аппаратов. В конце концов он придумал, как сделать работу этих аппаратов практически абсолютно надёжной. Беда была в том, что случилось это уже в 1919 году, когда в Сибири грохотала Гражданская война. В июле 1919 года Трегер находился в Челябинске, который в это время был под контролем армии Колчака. Белая армия терпела поражения. В тылу осуществлялись диверсии на заводах и железных дорогах. В ответ колчаковцы начали проводить политику "белого террора". В качестве устрашения была арестована группа железнодорожников, попал в тюрьму и Трегер. В тюрьме Даниил Самуилович продолжал работать над аппаратом и на клочках бумаги чертить схемы. 24 июля он находился уже в камере смертников - на утро его и ещё несколько железнодорожников должны были повесить.

Даниил Самуилович Трегер (1883—1961)

Тем временем на фронтах развертывались драматические события. Обе воюющие стороны были крайне измотаны и истощены. Требовались решительные действия. Позже Челябинская битва военными историками будет названа самой безрассудной и авантюрной операцией с обоих сторон конфликта. По иронии судьбы у Красных операцию готовил П.П.Лебедев (в Первую мировую - генерал), а у белых Д.А.Лебедев (в Первую мировую - полковник). Но решающую роль сыграл 26-тилетний Тухачевский. Именно он, командуя 5-й армией 24 июля 1919 года взял с боем Челябинск. Собственно белые и не очень сопротивлялись, надеясь заманить Тухачевского в мешок и окружить, но... сами попали в окружение. Войдя в город красные создали рабочее ополчение, которое пополнило ряды на десятки тысяч штыков. Моральный и боевой дух Белой армии был подорван в том числе и действиями "белого террора". Солдаты Колчака начали массово переходить на другую сторону.

М.Н.Тухачевский, 1918 год

Камеру смертников, в которой сидел Даниил Трегер,  неожиданно открыл красноармеец - "Товарищи, выходите! Все свободны!". Думается, что если до того надсмотрщик службы телеграфа может и старался сторониться политики, то теперь стал, как минимум, сочувствующим большевикам. Членом партии он станет сильно позже - в 1931 году. Первым делом он решил донести свои идеи и изобретения до новой власти. В 1921 году в результате совместной работы с И. П. Логвиненко и С. А. Радзевичем чертежи аппарата нового типа были готовы. Изобретатели стали обивать пороги НКПС, чтобы добиться внедрения этого очевидно полезного изобретения. Но, не тут-то оказалось... 

Вместо ответа из НКПС Трегер неожиданно получает предложение от... "Вебб и Томпсон"! Его докладная записка была передана англичанам. Предложение сулило кучу денег, работу в Англии и прочие блага. Что тут расстраивает! Когда рассказываешь эту историю детям и людям старшего возраста, то те гневно возмущаются - "Вот же гады! Продали идею англичанам!". А вот когда рассказываешь это поколению  15...30 лет (Y+), то слышишь в ответ "А он что? отказался?! Вот дурак!". А он не просто "отказался"...

Тут стоит заметить, что наркомом путей сообщения с 1921 года по совместительству стал Феликс Эдмундович Дзержинский. А сделано это было не просто так. Ещё в 19 веке М.Е.Салтыков-Щедрин заметил, что "во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас, сверх того, и для воровства". В 1921 году практически все ЖД начальство было то же, что и до революции. Ну, и работали как привыкли. Одна только паровозная афера 1920 года чего стоит (о ней отдельный рассказ нужен). Сам Дзержинский писал тогда: "На дорогах у нас в области хищений и бесхозяйственности один сплошной ужас… Хищения из вагонов, хищения в кассах, хищения на складах, хищения при подрядах, хищения при заготовках. Надо иметь крепкие нервы и волю, чтобы преодолеть это море разгула…"  Так вот после получения предложения от англичан Трегер пошел на прием сразу к наркому. Дзержинский выслушал, все понял и выдал предписание на изготовление и испытание опытного образца. Успешные испытания были проведены на станции Лосиноостровская под Москвой. Контракт с англичанами на 5 млн. рублей золотом был аннулирован. Более 10 тыс. новых аппаратов остались на складах компании "Вэбб и Томпсон". А с 1924 года аппараты Трегера начали изготавливать Электротехнические мастерские в Калуге, затем заводы в Киеве и Саратове. Нашли ли того, кто передал информацию англичанам - история умалчивает.

А Даниил Трегер всю жизнь так и занимался дорожной автоматизацией. Оформил десятки патентов на свои изобретения. Его аппараты работают по настоящее время на малодеятельных участках дорог, где их ещё не сменила современная автоматика. Последние версии аппаратов, уже третьего поколения, и попали к нам в музей. Оба сделаны на Калужском электротехническом заводе (так стали называться Электротехнические мастерские после 1955 года), один в 1948 году, другой в 1959 году. Шильдики, правда, на аппаратах разные - завод переименовывался и был переподчинен другому ведомству во временя Никиты Сергеевича Хрущева.